Велосипедный спорт. Шоссе
История велосипедного спорта тесно связана с историей велосипеда. Первый велосипед в России был создан в 1800 году уральским крепостным Артамоновым, который в 1801 году совершил на нем путешествие из Верхотурья (Урал) в Москву и обратно. Велосипед был двухколесным, с шатуном на переднем колесе. Позднее Фон-Драйс из Мангейма, шотландец Далзелл, англичанин Трефу, немец Фишер видоизменяоли и улучшали конструкцию велосипеда. В 1869 году английский инженер Сержан применил цепную передачу, а 1888 году шотландский врач Данлоп заменил литые резиновые шины пневматическими.
Первым крупным соревнованием была гонка Париж — Руан на дистанцию 120 км, проведенная в 1869 году. Победитель гонки англичанин Мур достиг тогда средней скорости 11 км/час. В 1954 году советские велосипедисты впервые приняли участие в VII международной велогонке мира.
Первая олимпийская велогонка состоялась в 1896 году на дистанции 87 км. В 1912 году в Стокгольме дистанция велогонки составляла уже 320 км.
Шоссейная гонка
Шоссейная гонка начинается с общего старта. Гонщик, первым пересекший финишную линию считается победителем. На старте команды располагаются в соответствии с их рейтингом по версии UCI (Международного союза велосипедистов). Дистанция мужской гонки — 239 км, женской — 120 км. На протяжении всей дистанции имеются пункты, на которых гонщикам предлагаются шоколад, бутерброды, фрукты и напитки. Во время проведения гонки велосипедисты имеют право получать помощь от организаторов соревнований для выполнения ремонтных работ. За пелотоном следует группа технической поддержки с запасными велосипедами, колесами и т.д. Члены команды могут помогать своим партнерам в ремонте, но подталкивания во время движения запрещены и наказываются дисквалификацией.
Индивидуальная гонка с раздельным стартом
Дистанция у мужчин составляет 46,8 км, у женщин — 31,2 км. Гонщики стартуют с интервалом 90 секунд. Каждый гонщик стремится показать на дистанции лучшее время. Велосипедисты могут пользоваться помощью машины поддержки, следующей за гонщиком на расстоянии 10 м. Помогать друг другу спортсмены не имеют права.
Трасса
Трасса и для командной, и для индивидуальной гонок едина, но длина круга может меняться в каждой гонке. Длина круга для командной гонки составляет 17,1 км, для индивидуальной — 15,6 км.
Велосипеды
Велосипеды могут изготавливаться из легкой стали, алюмиия, титана или углепластика. Они оборудованы рукоятками, загнутыми вниз, пневматическими шинами и узкими седлами. В отличие от трековых велосипедов, они оборудованы тормозами и переключателем скорости (до 8 положений). Существуют ограничения по аэродинамике велосипедов. Защитные экраны, обтекатели и другие приспособления, предназначенные для уменьшения сопротивления воздушному потоку, запрещены. Аэродинамические рукоятки также запрещены в командной гонке. Длина велосипеда не должна превышать 2 м, ширина — 50 см. Вес велосипеда должен быть в пределах от 8 до 10 кг.
Правила
— ношение шлема обязательно для всех участников;
— в командной гонке запрещено использовать впереди идущего гонщика как рассекателя воздушного потока;
— расстояние между гонщиками, следующими один за другим должо составлять не менее 2 м.
Квалификация
Отбор производится странами самостоятельно и основывается на мировом рейтинге их велосипедистов. Также принимаются во внимание места в прошлых чемпионатах мира. Кроме того квалификация для участия в играх производится на континентальных гонках в Азии, Африке, Америке и Океании и во время т.н. «Чемпионата мира «В», который проводится среди велосипедистов, не попавших на крупные мировые соревнования.
Тренер-преподаватель отделения велосипедный спорт
Лупинога Василий Викторович
Образование: Среднее
Тренерский стаж: 4 года