Описание
Вступительное слово о подводном спорте
В последнее время подводный спорт, благодаря многим положительным качествам, в частности, скорости плавания и красоты движений спортсмена, становиться все более привлекательным для отдыха и систематических занятий спортом.
Важным достоинством плавания в ластах является возможность существенно сократить время обучения классическому плаванию без ласт. Использование ласт, маски и дыхательной трубки значительно облегчает обучение плаванию и делает его доступным для людей в большом диапазоне физического развития и возраста. Иногда для освоения навыков удержания на воде и ныряния достаточно одного тренировочного занятия в ластах.
Ласты вошли в перечень необходимых предметов для отдыха на воде и для оздоровительного плавания в бассейне. Плавание с ластами, маской и трубкой дает ощущение удовольствия от скорости и более эффективно для оздоровления, чем плавание без ласт.
Подводный спорт, здоровье и физические упражнения
Тем, кто заинтересован в своем здоровье, можно с уверенностью рекомендовать плавание в ластах как наиболее предпочтительное спортивное занятие для укрепления здоровья и общего физического развития.
Ласты, трубка, маска имеют давнее общее название – комплект №1 пловца-подводника. Кроме своего непосредственного предназначения – сделать плавание удобным и более быстрым, ласты и дыхательная трубка являются уникальными по воздействию на организм человека тренажерами, используемые для профилактики и даже лечения заболеваний.
Статистика подводного спорта показывает, что многие выдающиеся спортсмены пришли в подводный спорт по причине проблем со здоровьем в детстве и по рекомендации врачей. Занимаясь плаванием в ластах, они не только поправили здоровье, но и стали сильными спортсменами.
Плавание в ластах дает возможность укрепить мышцы спины и ног прямо в процессе плавания и без перегрузки позвоночника и суставов. Кроме этого, ласты – прекрасное профилактическое средство от плоскостопия.
Дыхание в трубку помогает решить проблемы с органами дыхания и особо рекомендуется при астматических проявлениях. Такое дыхание стимулирует развитие сердечнососудистой и дыхательной системы, например, в медицине для лечения органов дыхания используется аппарат Фролова, его воздействие аналогично действию дыхательной трубки пловца-подводника.
Исключаются неизбежные при плаваниях без трубки резкие повороты головы пловца в сторону при вдохе. Эти повороты не приносят пользы шейному отделу позвоночника. Использование дыхательной трубки снимает напряжение в шейном отделе и более пригодно для оздоровительного плавания.
Дыхательная трубка делает плавание более расслабленным, значительно экономит силы и дает возможность проплыть более длинные дистанции, так как исключается необходимость подъема головы и корпуса для осуществления вдоха.
Использование маски снижает риск аллергических проявлений и простудных заболеваний, возникающих при контакте воды со слизистой поверхностью носоглотки.
Процесс плавания и взбадривает, и расслабляет, поэтому хорошее “лекарство” от бессонницы, депрессии и других нервных заболеваний.
Но самое главное, чем привлекателен подводный спорт, это то, что полученные навыки плавания являются жизненно необходимыми и могут сохранить жизнь в экстремальных ситуациях.
О дисциплинах подводного спорта
Подводный спорт очень молод. Он находиться в периоде интенсивного развития, что делает его более интересным и привлекательным для спортсменов, по сравнению с устоявшимися “старыми” видами спорта.
В подводном спорте большой потенциал для роста спортивных результатов заложен не только в возможности самосовершенствования спортивной экипировки, например, ластов, которые практически всегда находятся в состоянии улучшения.
Плавание в ластах
Плавание в ластах как дисциплина подводного спорта имеет достаточно короткую историю развития – немногим более 40 лет. Первый чемпионат России по плаванию в ластах состоялся в 1969 году, а немногим позднее, в Испании был проведен первый чемпионат Европы.
На начальном этапе развития подводного спорта участники соревнований состязались в выполнении на скорость различных комплексов подводных упражнений. Соревновательные упражнения включали в себя элементы ориентирования, водолазных работ и скоростного плавания.
Например, соревновательным могло быть такое упражнение – проплыть в ластах до определенного места по поверхности воды, нырнуть под воду, не выныривая на поверхность, надеть под водой акваланг, найти на дне инструменты и собрать под водой какую-либо конструкцию. Можно предположить, что это было интересное и увлекательное состязание. Сейчас соревнования по плаванию в ластах приобрели выраженный спортивный характер.
Программа соревнований
В настоящее время соревнования по плаванию в ластах проводятся в бассейне и на открытой воде по правилам, утвержденным Всемирной Конфедерацией Подводной Деятельности (CMAS).
Соревнования по плаванию в ластахпроводятся в 25-метровых и в 50-метровых спортивных бассейнах по стандартной программе:
Плавание в ластах
проводиться по поверхности воды на дистанциях 50,100,200,400,800,1500 метров, эстафетное плавание 4х100 и 4х200 метров;
Ныряние
проводиться под поверхностью воды на задержке дыхания на дистанции 50 метров;
Подводное плавание
проводиться под поверхностью воды с аквалангом на дистанциях 100, 400, 800 метров.
Стиль проплывания дистанций в плавании в ластах, в нырянии и в подводном плавании произвольный, но для достижения высокой скорости практически все спортсмены на соревнованиях плывут в моноласте способом дельфин.
С 2006 года в программу соревнований в бассейне включено плавание в классических ластах стилем кроль, в настоящее время в программу соревнований входят дистанции 50, 100 и 200 метров по поверхности воды.
Соревнования по марафонским заплывам проводятся, как правило, на открытой воде на различных дистанциях от 3-х до 20 километров.
Тренеры-преподаватели отделения подводного спорта ( плавание в ластах)
Гундарев Сергей Викторович
Заслуженный тренер России
тренер-преподаватель Высшей категории
Образование: Высшее
Тренерский стаж: 41 год
Задорожняя Ольга Викторовна
Заслуженный тренер России
тренер-преподаватель Высшей категории
Образование: Высшее
Тренерский стаж: 27 лет
Сапрыкин Игорь Анатольевич
Заслуженный мастер спорта
Образование: Высшее
Тренерский стаж: 11 лет
Наумова Александра Андреевна
Образование: Высшее
Тренерский стаж: 2 года
Шереметьева Галина Анатольевна
Образование: Высшее
Тренерский стаж: